7 февраля – день памяти священномученика, первого архиерея-новомученика Русской Церкви Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого
Тёплая солнечная погода, мягкий ветерок и безграничные морские просторы... Ежегодно в рамках программы "Солнышко в ладошках" дети с инвалидностью, а также подопечные социальных проектов Марфо-Мариинской обители милосердия, отдыхают на подворье ставропигиального монастыря в Севастополе. Здесь им помогают добровольцы, при поддержке которых дети с родителями совершают паломнические поездки и прогулки по морскому побережью.
В этом году отдых на подворье для подопечных Развивающего центра для детей с ДЦП был особенным. В рамках выделенного гранта "Комплексная адаптация детей-инвалидов с ДЦП и поддержка их семей" вместе с ребятами в Севастополь отправились и воспитатели Центра, которые проводили ежедневные развивающие занятия. О специфике новой программы нам рассказала директор "Елизаветинского сада" Анна Прищенко.
– В чем особенность программы «Комплексная адаптация детей-инвалидов с ДЦП и поддержка их семей»?
– В этот раз подопечные отправились не просто отдыхать, но и получили возможность продолжить занятия с воспитателями. Это и общеразвивающее занятие "Круг", и музыкальное занятие, и тренировка мелкой моторики. Ребята играли с песком, лепили из пластилина, рисовали красками, что позволяло им в том числе и развивать образное мышление. В мае находиться на пляже было довольно холодно, а уже в июле музыкальные занятия с гитарой проходили у моря.
В идеале процесс педагогической реабилитации и социальной адаптации должен быть непрерывным.
– В чем Вы видите эффективность программы комплексной адаптации?
– Думаю, можно выделить три пункта.
Во-первых, дети чувствуют, что они включены в жизнь Садика. Они видят знакомые лица воспитателей и своих друзей и уже не замыкаются, становятся более открытыми, готовыми к новым впечатлениям. Они проводят всё время в дружной, семейной атмосфере и процесс социальной адаптации продолжается.
Во-вторых, здесь, на море, у ребят гораздо лучше развивается мелкая моторика. Вполне естественно, что ребёнку захочется дотронуться до воды и проверить её температуру, построить песочный замок и подержать в руках холодные маленькие камушки. Понятно, что в Москве в рамках простых занятий такие вещи невозможно осуществить.
В-третьих, наши подопечные тренируют полученные навыки альтернативной коммуникации. Они видят других мам и других детей, похожих на себя, стараются с ними наладить взаимодействие, и это тоже развивает ребёнка.
Конечно, это мелкие шажочки, на первый взгляд незаметные, но и они очень ценные.
– Этот лагерь даёт возможность подарить ребёнку ...?
- ... тепло. Здесь общение чуть иное, чем в стенах Садика в Москве. Хотя каждая смена длится только две недели, наши ребята очень быстро адаптируются, впитывая новые позитивные впечатления. Здесь более тёплое и насыщенное общение. Например, 20 июня мы все вместе отправились на о. Форос. После причастия в храме Воскресения Христова мы устроили небольшой пикник, пили чай, играли на гитаре и окунались в море. Ребята были в восторге!
– Какие ваши самые яркие воспоминания о поездке?
Как-то раз мы вместе с детьми отправились в небольшое путешествие на катере на о. Балаклава. Все подопечные садика для меня родные, хорошие, а в этот день у меня сложился особый контакт с Серёжей Л. Мы всю дорогу вместе загорали, я показывала ему дельфинов, а он улыбался. И, когда ты видишь эту улыбку, когда ребёнок смотрит на тебя как-то по-особенному, между вами устанавливается особо прочная связь, у вас происходит общение совершенно на ином уровне, хотя мальчик-то и не говорящий. Такой неформальный, естественный контакт с детьми, с которыми ты делишься теплом – одно из главных достижений программы....
... и, в первую очередь, всех тех, кто создал эту программу и осуществляет её реализацию.
Каждый из вас может также может способствовать успеху этой программы.
Наш расчетный счет.
Беседовала Татьяна Энтина