6 апреля 2018 года, в Великую пятницу, вечерню с выносом Плащаницы, а также утреню с чином погребения в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители совершили протоиерей Александр Дубинин, иереи Тихон Кречетов и Деонисий Денисов.
«Мне на этой земле Господь заповедал благодатный труд, который я должна исполнить. Только Ему дано знать, хорошо ли я исполню его, плохо ли, но я буду стараться изо всех сил. Я вложу свою руку в Его и бесстрашно пойду вперед, сколько бы испытаний и наветов не приготовил для меня этот мир».
Святая в роду, посещение госпиталя в детстве
В 1864 году 1 ноября в Германии в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы Великобритании Виктории, родилась вторая дочь Елизавета Александра Луиза Алиса, будущая Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Девочку назвали в честь своей дальней родственницы Елизаветы Тюрингской, жившей в 13 веке и причисленной к лику католических святых.
В их судьбах много сходства: святая Елизавета Тюрингская также в детстве лишилась матери, вышла замуж по любви за иноземного жениха, после смерти мужа в крестовом походе принесла обед безбрачия и решила служить обездоленным людям. В 1228 году, незадолго до своей кончины, она открыла в Марбурге больницу для бедных, где трудилась сама наравне с другими.
Маленькую Елизавету воспитывали в строгих протестантских порядках многодетной семьи (у Людвига IV и принцессы Алисы было семеро детей). С самого детства она видела, как ее мать открывала детские приюты, дома инвалидов, оказывала помощь лишившимся работы женщинам. Вместе с ней маленькая Елизавета и ее старшая сестра приходили в госпиталь к раненным солдатам во время Австро-Прусской войны и дарили им цветы. Принцесса Алиса умерла, когда Элле, как называли в семье будущую Великую княгиню, было 14 лет. Пережив глубокое потрясение в столь юном возрасте, она уже тогда целиком и полностью отдалась служению своим близким: всеми силами старалась заменить мать младшим сестрам и братьям.
Акушерский пункт в Ильинском
3 июня (15 июня по новому стилю) 1884 года в Церкви Спаса Нерукотворного в зимнем дворце состоялось венчание принцессы Елизаветы и брата Российского императора Сергея Александровича Романова. Их брак был счастливым. Великий князь сумел передать жене свою любовь к России. Он знакомил ее с русской историей, культурой, религией. И Елисавета Феодоровна так прониклась этой любовью, что стала и себя считать русской. Позже она скажет о муже так: «Это святой человек, который стоит выше всех нас». После свадьбы «медовый месяц» супруги провели в селе Ильинское, которое Сергей Александрович превратил в образцовое имение.
Весь свой медовый месяц княгиня изо дня в день обходила бедные избы в округе, с добротой и отзывчивостью вникала в нужды крестьян, старалась оказать немедленную помощь нуждающимся. Местные жители говорили, что не было такой просьбы, с которой к ней нельзя было бы обратится. Для крестьян устраивались благотворительные вечера, лотереи. Елисавета Феодоровна открыла школу для местных детей.
При непосредственном участии августейшей четы были выстроены акушерский пункт и родильное отделение, которых катастрофически не хватало в селе. В этом роддоме рождались все дети села Ильинского вплоть до 70-х годов 20-ого века. Он служил чуть ли не единственным родовспомогательным заведением в окрестностях Звенигорода. В Ильинском около Елисаветы Феодоровны часто видели глухую девочку, которая жила у нее.
Первый благотворительный фонд и Комитет по сбору пожертвований пострадавшим от неурожая
В 1891 году в Российской империи наступил неурожайный год. Центральную Россию охватил голод. Он больно ударил по основному слою населения - крестьянам. Около 80 миллионов крестьян оказались на грани выживания. По распоряжению Сергея Александровича осенью 1891 года в Москве был учрежден Комитет по сбору пожертвований пострадавшим от неурожая. Председательство в нем приняла на себя Елисавета Феодоровна. Это было ее первое московское благотворительное учреждение, в котором она проявила всю свою милосердную христианскую натуру.
Как член Императорской Фамилии она занимала высокое положение в обществе. Свой авторитет Великая Княгиня использовала всегда с целью привлечения средств на помощь нуждающимся. Ее имя привлекало под сень Комитета самых состоятельных людей России.
Благодаря организаторским усилиям Елисаветы Феодоровны собирались фантастические суммы. Люди, принадлежавшие к знатным фамилиям, такие как графиня Зинаида Юсупова, графиня Суморокова-Эльстон, княгиня Трубецкая вносили крупные пожертвования. Поступления шли от купеческого банка, Московского биржевого комитета.
За все время работы Комитета, с 18 октября 1891 г. по 1 сентября 1892 г. было собрано 1 045 758 рублей. Благодаря тщательному контролю за перераспределением средств ни у кого не оставалось сомнений что пожертвованные средства доходят до населения. Усилиями Комитета под руководством Елизаветы Федоровны были спасены миллионы жизней. А Москва увидела ум и благородный облик Великой княгини и полюбила ее навсегда.
Покровительство образованию
В обязанности «хозяйки Москвы» входило покровительство образованию. Примерно с 1991 года Елизавета Федоровна взяла под свое покровительство Строгановское художественно-промышленное училище, Музыкально-драматическое училище. Она привлекала строгановцев к участию во Всемирной Парижской Выставке, где они выставляли свои керамические работы в «русском стиле». Ею была создана Елизаветинская женская гимназия (сейчас это московская школа №330), открывшаяся при Доме воспитания для сирот убитых воинов в 1894 году.
Под ее руководством там учредили Попечительство о недостаточных ученицах. Оно брало на себя всю заботу о бедных девушках, за которых не мог никто внести плату за обучение. Великая Княгиня перечисляла туда финансовую помощь. А в главном городском учебном заведении – Московском университете среди учащихся установилась даже своего рода традиция: ежегодно Елизавета Федоровна присутствовала на заключительном годичном акте выпускников университета. И учащиеся заметили, что если удастся получить цветок из букета, преподнесенного от университета Великой Княгине, то на экзамене такого студента ждала удача. После акта лестница Университета была заполнена до предела. И сквозь толпу Елизавета Федоровна пробиралась наружу уже без единого цветочка.
Из дневника Сергея Александровича (1897 г.):
«В половине 1 часа на акт в Университете – все прошло прекрасно – студенты нарасхват просили у жены цветы из букета и шумно провожали» ... «масса студентов – все хотели иметь цветок из букета жены – все обобрали».
Первые общины сестер милосердия
Говоря о благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны нельзя не упомянуть об Иверской и Елизаветинской общинах сестер милосердия. Их опыт создания и был использован в последствии при открытии главного детища Великой Княгини – Марфо-Мариинской обители. Первая была открыта в 1894 году на Малой Якиманке. Вторая – в 1896 году в Санкт-Петербурге. Обе являлись на ту пору крупными медицинскими учреждениями, открывавшими свои врата для лечения раненных и больных как в военное, так и в мирное время. В сестры милосердия общин принимались девицы или вдовы, они проходили специальные медицинские курсы.
Впоследствии отсюда Елиcавета Феодоровна лично собирала санитарные отряды на фронт во время Русско-Японской и Первой мировой войны и лично встречала их по возвращении. Из телеграммы Елиcаветы Феjдоровны императрице Марии Федоровне: «Отправила два своих отряда – Петербургский Елизаветинский и Московский Иверский. Они в пути, все нормально. Надеюсь, они выполнят свой долг хорошо, а мне утешение – хоть чем-то помочь. Очень много работаю. Надеюсь, ты будешь довольна. Жажду быть полезной».
Елизаветинское благотворительное общество
Помимо учебных и медицинских учреждений Елиcавета Феодоровна брала под свое покровительство и детские организации. Еще в первый год пребывания в роли «хозяйки Москвы» Великая Княгиня всей душой увлеклась созданием Елизаветинского благотворительного общества, и 17 января 1892 года был утвержден его устав. Цель Общества состояла в помощи бедным незаконнорожденным детям.
В случае крайней нищеты или по болезни беднейшие женщины в Москве не могли оставить своего новорожденного ребенка при себе. На улицах увеличивалось количество брошенных детей. Эта проблема не могла не затронуть большое сердце Елисаветы Феодоровны. Она лично вникала во все проблемы обездоленных сирот. Видела их лица, болезни и страдания.
Со временем Елизаветинское общество стало открывать филиалы по Московской губернии. За 20 лет работы этого общества удалось создать сеть благотворительных учреждений: около 200 комитетов только в Москве. На праздники во все приюты Великая Княгиня сама посылала подарки, игрушки, лакомства. Через эти приюты прошли в общей сложности около двух тысяч детей.
Благотворительная деятельность Общества состояла не только в открытии и поддержании Елизаветинских учреждений - приютов, яслей, временных убежищ, но и в устройстве судьбы своих питомцев. Создавались специальные ремесленные приюты. Таким образом, Великая Матушка давала возможность выросшим детям иметь в руках профессию, которая смогла бы их обеспечить в будущем.
Помощь во время войны
После начала Русско-японской войны в 1905 году мирная помощь отошла на второй план. Елисавета Феодоровна немедля начала организовывать помощь солдатам на фронте. Одним из замечательных её начинаний было организация мастерских для помощи солдатам. Под эти помещения она выделила все залы Кремлёвского дворца, кроме Тронного. Целая армия рабочих, женщин трудились в царских залах над рабочими столами, колоссальное количество пожертвований поступало со всей Москвы и провинций.
Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, медикаментами, формой и подарками для солдат. Так же Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви, иконы, Евангелия, Библии и молитвенники. Усердно молилась за защитников Родины. В первопрестольной она так же организовывала благотворительные фонды, комитеты, которые занимались обеспечением родных и близких погибших, семьям, оставшимся без мужчин. Создала несколько специальных госпиталей для раненых солдат.