19.10.2021
О роли святых в нашей жизни и о том, каков путь к святости, мы поговорили с клириком Марфо-Мариинской обители иереем Дионисием Денисовым.
«Святой» с греческого переводится как отделенный, отрезанный, иной. От кого отрезаны святые?
– Святые как бы иноприродны нашему миру. Господь призывает нас смотреть на эту жизнь не как на цель, а как на средство стяжания вечной жизни с Господом и святыми.
Святые главным в своей жизни сделали стремление к иной жизни. Они от земной жизни внутренне отделились. Если человек целью своей жизни делает удобство и комфорт здесь, на земле, то это автоматически исключает для него стремление на Небо. Господь говорит о том, что человек не может служить двум господам. Надо сделать выбор, и святые его сделали. Они трудились не ради земной жизни и благополучия, их цель была вообще не здесь. Этим они отделены от большинства людей. Мы же в большинстве своем даже если что-то хорошее делаем, то хотим в ответ благополучия здесь, на земле. Можно делать добрые дела, чтобы не мучила совесть, чтобы хвалили люди, но для души такие добрые дела во благо не пойдут.
Но святые тоже помогали людям.
– Дела святых были проявлением их любви к ближнему, исполнением заповеди Господа. Конечно, очень важно людям помогать, поддерживать их в болезнях. И святые, поступая по-христиански, хотели еще этих людей и к Богу привести. У святых другие принципы жизни и цели – Евангельские. Иначе они не могут поступить.
Почему существуют разные типы святости – преподобные, святители и др.?
– Господь каждого из нас создал со своими способностями, характером. И каждому дал талант соразмерно тому, какими он нас задумал.
И святые свой талант, данный Богом, умножили. Таланты разные, от этого и способ угодить Богу тоже разный.
Святой Иоанн Кронштадтский и преподобный Серафим Саровский подвизались каждый по-своему. Заповеди для всех одинаковые, но кто-то призван к монашеству, кто-то – к юродству, кто-то – к святительству или мученичеству.
Святые исполнили волю Божию о себе, в полной мере реализовали данный им Богом талант во спасение души.
Получается, что каждый человек угождает Богу по-своему?
– Конечно, основная цель – исполнить заповеди Божии, но каждый это делает на своем месте. У монахов один путь, у семейных людей – другой. Главное – возлюбить Господа Бога и ближнего, быть членами Церкви. И если человек действительно хочет угождать Богу, послужить Ему, стремится ради этого преодолевать себя, то Господь укажет ему путь. И, конечно, он будет не похож на другие. У каждого человека с Богом свои, уникальные личные отношения.
Почему бывает, что одному святому легко молиться, а с другим не складываются отношения, от чего это зависит?
– Надо сказать, что не мы храм выбираем, или святых, а все-таки Господь нас к ним приглашает, и святой приглашает нас к себе в гости.
Мы трудимся в Обители, поэтому важно помнить, что не мы сами себе выбрали это место, мы оказались здесь по приглашению Божию и святой преподобномученицы Елисаветы. Она по милости Божией – руководительница и хозяйка Обители.
Приезжая в тот или иной храм, монастырь, где почитается святыня или святые мощи, мы откликаемся на приглашение святого. Он нам дает нам возможность приобщиться к его святости, попросить его помощи, молиться ему как другу Божию.
Но иногда и в духовной жизни мы руководствуемся земными мотивами. Хотим чудес и в большей степени помощи в земных делах, нежели спасения души и жизни вечной.
Да, в Санкт-Петербурге все едут к блаженной Ксении.
– Вопросы семейной жизни самые насущные. Более важного земного дела, чем семья, у человека нет. А житие святой Ксении Петербургской – это служение душе усопшего супруга. Любя его, она назвалась его именем, желая его спасения. Она хотела сделать то, что он не успел. Это пример верности и любви, и поражает длительность ее подвига. Те или иные проблемы есть у всех, поэтому люди стараются попросить у блаженной Ксении мира, согласия, взаимопонимания.
Человек любит ясность, наглядность. Святителю Спиридону Тримифунтскому молятся, когда есть проблемы с жильем, святой Ксении Петербургской – в сложных семейных обстоятельствах, и это связано с обстоятельствами их жизни. Что в жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны может стать поводом обратиться к ее помощи?
– Жизнь святых очень многогранна, как бриллиант, в котором много граней. Для меня важный этап – ее жизнь в браке с Сергеем Александровичем. Ведь именно тогда она созрела к святости. Мы учимся в школе, в институте, а потом наступает время работать, приносить плоды. Таким вот путем была ее жизнь в браке, завершением которого стала смерть Великого князя Сергея Александровича. Научившись любить, познав истины православной веры, прилепившись к Церкви, Великая княгиня Елизавета Феодоровна стала способна приносить плоды.
Личная семейная жизнь супругов была очень скрытой. Они сделали все возможное для этого, хотя были всегда на виду в силу их социального положения. Это пример правильно устроенной семейной жизни. Ведь она и должна такой быть – не на показ. Семья - это тайна двух сердец, двое – одна плоть. Любые внешние взгляды по меньшей мере вредны, а по большей части – губительны.
Для кого-то будет главным создание Обители. Несмотря на недоумение, неприятие, она реализовала эту идею. И служение ближнему она не прекратила и в революционное время, и после. Жития святых, которые жили в близкое нам время, – кладезь самых разных примеров, каждый может выбрать, что ему особенно близко.
Церковь призывает нас быть святыми. Перед Причастием священник провозглашает «Святая святым». Что означают эти слова?
– Этими словами священник призывает нас к покаянию. Мы призваны осознать, что Таинство причащения Тела и Крови Христа – только для святых. Через несколько минут мы будем соединяться со Святостью, с Богом, который свят по определению. Чтобы нам не быть опаленными этой святостью, мы и сами должны стремиться стать святыми. Святость соединяется только со святостью.
Когда священник произносит слова «Святая святым» он призывает к святости тех, кто к ней стремится.
Помните, что отвечает хор? «Един свят Един Господь, Иисус Христос, Слава Бога Отца! Аминь!». Хор нам напоминает, что только Сам Иисус Христос единственный святой по определению – Тот, в Котором нет греха.
Потому что любой человек, даже святой, свят по причастности Господу. Сам по себе человек не может быть святым. Но мы имеем возможность уподобиться, причаститься святости Христа. Но только те, кто этого искренне желает, кто к этому стремится.
Мы созданы для чего? Чтобы попасть в рай. И святые этой цели достигли. Все остальные цели – второстепенные, они должны быть подчинены главной. У святых получилось так прожить. Поэтому важно вдохновлять себя их примером.
Наша жизнь часто наполнена другими смыслами, к сожалению. А святые всегда, во всех испытаниях руководствовались только одним: Господи, я хочу быть тебе верным, хочу спастись и ради этого я готов на любой путь.
И святые подвижники помогают нам на пути спасения властью, данной им Богом, и Господь нам помогает. Главное, чтобы мы пошли той же дорогой, что и они, – к спасению.
Каждый святой – максимально вдохновляющий пример. Они также жили на этой земле: родились, воспитывались своими родителями. У кого-то обстоятельства жизни были более благоприятными, у кого-то менее, но они все стали святыми. И их не один, не два человека, а сотни и тысячи. Поэтому нам нужно не оправдывать, не жалеть себя, а отлепиться от этой жизни и следовать их примеру.
Подготовили Татьяна Энтина, Юлия Сергеева