Эрготерапия. Помощь при приеме пищи и вспомогательные средства для бытовой адаптации в жизни людей

03.10.2018
Эрготерапия. Помощь при приеме пищи и вспомогательные средства для бытовой адаптации в жизни людей

Статью подготовили эрготерапевты АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Лучникова и Надежда Ульянова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Прием пищи является центральным действием в жизни человека включает в себя общение, а также получение удовольствия. Однако для некоторых людей прием пищи означает боль, неприятные ощущения и в большей степени стресс, чем радость.

Поэтому с целью облегчения процесса приема пищи важно выполнять специальные рекомендации.
Профилактика и преодоление гипер/гипочувствительности ротолицевой области. Гиперчувствительность ротолицевой области. Рот наряду с кожей является первым органом, посредством которого познаем и ощущаем мир. Примером негативных защитных реакций, связанных с гиперчувствительностью являются: рвота, захлебывание.

Особые усилия связаны с профилактикой и преодолением негативных реакций на кормление (рвоты, захлебывания), иначе человек не сможет получать необходимое количество пищи. Кроме того, важным моментом является достаточное количество времени. Тот, ктозанимается кормлением, не должен торопиться, так как спешка легко передается человеку и приводит к суете. На создание положительной атмосферы и радости от приема пищи влияет внешняя обстановка (красиво накрытый стол, цветок, зажженная свеча), а также внутренний положительный настрой. Следует развивать активное участие в процессе приема пищи, например, чтобы он взглядом на тарелку показывал, что в данный момент хочет съесть, или взглядом в определенную точку - когда у него пустой рот. Важно говорить о еде (даже если мы думаем, что человек ничего не понимает), давать ему ее трогать, нюхать, брать в руку. Необходимым условием успешного приема пищи является наличие голода и аппетита, а также возможность получать любимое блюдо.

1. Кормлением не должен заниматься один и тот же человек. Несколько человек должны четко обсудить между собой, какую именно помощь следует оказывать данному человеку.
2. Помощь человеку во время приема пищи может быть различной и по объему и по характеру, в зависимости от степени выраженности его нарушений.
3. При переходе на новый способ кормления важно, чтобы он не выдерживался в процессе всего приема пищи (завтрака, обеда или ужина). Обычно ни ребенок, ни взрослый не в состоянии выдержать это. Кроме того, в подобной ситуации ребенок не сможет получить достаточное количество пищи. Новый способ кормления внедряется постепенно, сначала он длится несколько минут, затем постепенно время его использования продлевается.

Есть несколько способов приема жидкости: одноразовое впрыскивание, питье при помощи трубки, питье из кружки.
Одноразовое впрыскивание. Как только рот немного приоткроется, следует влить в него небольшое количество жидкости и подождать, пока ребенок проглотит ее. После этого процесс повторить.

Питье при помощи трубки используется только если ребенок может закрывать рот.Трубка должна быть из прочной пластмассы, чтобы ее невозможно было прокусить. Кружка, в которую вставляется трубка, должна быть достаточно тяжелой.

Питье из стакана / кружки с вырезом. Пластмассовая кружка имеет на верхней части вырез в форме правильного овала, так чтобы взрослый мог видеть, когда жидкость касается губ и сколько жидкости поступает в рот.

Например, научить ребенка пить из стакана можно только тогда, когда он уже умеет сидеть. В такой позе при захвате жидкости может быть активно задействована верхняя губа. Если это невозможно, все равно следует обращать внимание на выпрямление шеи. Чем более изогнуто тело, тем сложнее пить. Нужно следить, чтобы не раскрывался широко рот, а лишь слегка приоткрывался, когда подносят стакан ко рту.

Стакан подносится обычно снизу, важно, прослеживание за ним глазами. Необходимо с небольшим нажимом прикоснуться стаканом к нижней губе по всей ее ширине, следите за тем, чтобы стакан не был прижат к зубам. Как только верхняя губа коснется жидкости, следует быстро, но плавно наклонить стакан и дать возможность попасть достаточному количеству жидкости в полость рта. Промедление нежелательно, так как может возникнуть нетерпеливость и, как следствие, увеличится спастичность. Следует также помогать закрывать рот сразу же после того, как стакан будет убран.

Человек не сразу овладевает техникой питья из стакана. Вероятно, в начале нижняя губа будет двигаться очень незначительно. Но даже эти движения являются признаком проявления активности и перестройки мускульной деятельности. Ведь изначально обычно наблюдается только патологическое подтягивание губы вверх. Следите, чтобы язык не попадал под край стакана, при соприкосновении с ним он должен проникнуть внутрь. Для стимуляции чувствительности иногда полезно сначала прикоснуться стаканом к верхней губе.

На первых этапах обучения важно тщательно дозировать количество жидкости, а также за паузами, чтобы была возможность набрать воздух, после того как сделает несколько глотков. При этом для обучения питью больше всего подходят густые напитки (или жидкая каша), так как они не так стремительно попадают в рот и верхняя губа может более интенсивно соприкасаться с ними.

Кусание и пережевывание пищи. Прием пищи является неосознанным процессом, который состоит из нескольких сложных действий.
Развитие умения пережевывать пищу следует начинать как можно раньше, так как пережевывание является условием успешного развития десен, челюстей, зубов, а также функций рта. Правильное пережевывание пищи препятствует интенсивному стиранию зубов. При этом люди с тяжелыми нарушениями развития часто могут совершать только рубящие движения челюстями и прижимать пищу языком к небу, где она остается приклеенной. Каждый человек с тяжелым нарушением развития должен иметь возможность откусывать что-либо коренными зубами, даже если кусательная реакция недостаточно развита или не развита вовсе. Для стимулирования кусания можно использовать специальные кольца или пищу в ниблере. Приоткусывании, нужно следить за тем, чтобы откусываемый кусок не был слишком велик, так как он можно подавиться.

Если есть жевательные движениям, однако они еще не доведены до автоматизма, пищу следует подавать сбоку. Иногда, если пищапопадает в полость между зубами и щекой, можно подтолкнуть ее и придержать указательным пальцем на нижних зубах. Необходимо постоянно контролировать положение головы и рта, так как часто при повороте головы перемещать пищу в заднюю часть рта, где ее можно привычным движением языка прижимать к небу. Любую пищу, которую можно хорошо удерживать (макароны, картофель), нужно подавать сбоку. При этом, осуществляя контроль ротовой полости, следует действовать очень мягко и осторожно, чтобы не препятствовать жевательным движениям. При обучении жеванию следует различать пищу, которую можно размягчить и измельчить при помощи языка (кекс, булочка, пирог и т.п.), и пищу, которую можно размельчить только путем пережевывания (яблоки, мясо, морковь и т.п.). Для развития взаимосвязи между руками и ротовой полостью следует при каждом приеме пищи давать возможность что-либо из еды в руки. Если он в состоянии самостоятельно есть при помощи рук, нужно позволять ему делать это (половина мира ест руками и получает при этом удовольствие).

Возврат к списку

Читайте также

Партнер 4 Партнер 3 Партнер 2 Партнер 1