09.11.2020
Об этом размышляет психолог Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители, многодетная мама Анастасия Пелячик.
Вот и позади первые месяцы осени. Очередной учебный год в самом разгаре. И если спросить сейчас родителей, какие у них впечатления от школы, то в ответ мы услышим про страхи и тревоги. Зададим тот же вопрос ребятам. Окажется, что в большинстве случаев они уже устали, им надоело. Попробуем вместе разобраться, почему так происходит, и как школьные годы превратить для наших детей в путь к успеху.
Школа – это не только знания
Что обычно беспокоит родителей, когда речь заходит о школе? Самые частые жалобы, с которыми приходят к психологу – это неуспеваемость, то есть низкие оценки. Переживают взрослые и из-за «плохого» поведения детей на уроках и переменах. Часто расстраиваются в связи с конфликтами дочерей и сыновей с учителями или одноклассниками. Но главная головная боль, обострившаяся с увеличением каникулярного времени или переходом на дистанционное обучение - это нежелание делать домашнюю работу.
Принуждая детей заниматься, ставя перед ними цели в виде отличных отметок, требуя безупречного поведения, мы тратим много сил, времени и редко достигаем желаемого.
А самое неприятное, что при этом мы безвозвратно портим отношения с ребятами. И вспоминая золотые школьные годы, что придет в голову нашим выросшим наследникам? Боль, унижение, обида, ругань с родителями, скука и принуждение… Ну не можем же мы позволить детям жить в свое удовольствие, валять дурака! Мы просто обязаны дать им хорошее образование. Только что мы под эти подразумеваем?
Давайте задумаемся: для чего дети ходят в школу? Первое, что приходит в голову: «за знаниями». Имеется в виду получение новой информации, формирование навыков и умений. Но в XXI веке информация стала доступна каждому независимо от его месторасположения. Для того, чтобы послушать интересную лекцию блестящего педагога или посмотреть комментарий к выполненному заданию, не надо выходить из дома.
Хорошо, любые сведения можно получить вне школьных стен. Общаются наши дети сейчас тоже в основном «онлайн». Получается, что без школьного образования можно обойтись?
Вовсе нет! Я, как психолог, не разделяю всеобщего увлечения домашним обучением. Детям необходима школа, чтобы научиться дружить с теми, кто им нравится, и научиться договариваться (избегать, отстаивать свои границы) с теми, кто не нравится.
Ведь в семье общение всегда окрашено близостью, родственностью. А в школе взаимодействуешь с посторонними людьми. Перед маленьким человеком естественным образом появляются задачи: как произвести хорошее впечатление на тех, кто тебя не любит, как сохранить отношения с теми, с кем ты не связан семейными узами. Ученики пытаются разобраться, как ссориться и искать компромисс с теми, кто не принимает тебя таким, какой ты есть, не любит тебя просто так за то, что ты есть. И эти умения очень пригодятся во взрослой жизни.
А еще школа нужна, чтобы попробовать работать на результат в команде. Ведь взрослые на работе создают совместные проекты, люди работают в коллективах. Вот и детей надо учить партнерству, взаимодействию ради общей цели.
И самое главное - детям необходимо школьное обучение для того, чтобы вырасти, то есть стать самостоятельными, независимыми. При этом под взрослостью понимается возможность и желание брать ответственность за себя и других, в том числе и в недоброжелательной стрессовой ситуации, а также делать выбор и принимать последствия своего выбора.
Обратите внимание: школьное образование - это история про взаимодействие с посторонними людьми. От того, запомнит или нет ребенок даты Французской революции и сможет ли в любой ситуации воспроизвести химическую формулу белка, не зависит успех на работе, счастливый брак или наличие друзей.
Именно поэтому не нужно ссориться с ребенком, принуждая его заучивать наизусть непонятную и неинтересную для него информацию. Важно создать условия для конструктивного общения в рамках учебной ситуации.
Не надо переживать, если ребенку не нравится кто-то из одноклассников, или мы не согласны с мнением учителя. Чрезвычайно полезно общаться с разными людьми, носителями различных ценностей, каждый из которых обладает своим характером и личным опытом. Только так можно научиться любить, прощать, терпеть, заботиться, не терять себя, отстаивать свои взгляды, договариваться.
Однако свести все образование только к развитию навыков коммуникаций тоже нельзя. Мы понимаем, что если человек не научится себя принуждать, заставлять что-либо делать, вряд ли он сможет стать полноправным членом общества. То есть нужно научиться прилагать усилия, чтобы что-то понять, запомнить. Поэтому без самопринуждения, внутреннего усилия не обойтись. И в формировании этих навыков обязательно стоит помочь ребенку.
Но важно усвоить еще одно правило. Невозможно учиться чему-нибудь, если тебе грустно или страшно, если ты голодный или уставший. Как в русской сказке: накормить, в бане попарить, спать уложить, а потом расспрашивать и советы давать.
Учиться и развиваться без зубрежки
Мы нервничаем, когда изучаем электронный дневник или слышим критику из уст учителей. Свое разочарование, тревогу, обиду выливаем на детей. Это не конструктивно: лучше от этого никто учиться не начнет. Наши переживания возникают от того, что мы сразу вспоминаем собственную, не во всем счастливую школьную историю. Кроме того, нам кажется, что раз плохо оценивают наше дитя, значит осуждают нас как родителя. Как будто нам как родителям ставят неудовлетворительную отметку.
Очень важно постараться отделить свои эмоции в ситуации нашего обесценивания от реальных событий.
В учебе почти никогда нет ничего действительно катастрофически непоправимого, опасного, могущего повлиять на будущее семьи. Даже заваленные ЕГЭ или отчисление из школы не смогут погубить жизнь нашего ребенка, если он правильно распорядится этим опытом, а мы поддержим его.
По статистике реального успеха в жизни чаще добиваются именно «троечники». Ребенок, склонный к девиантному поведению в школе, может исправить все в зрелом возрасте только в случае безусловной поддержки мамы и папы. Это не предположения, а тоже статистические данные.
Я бы рекомендовала искать педагога, с которым ребенку будет комфортно, и детский коллектив, где ребенку будет интересно. Обучайтесь любыми способами. Не зацикливайтесь на школьной программе. Тех же результатов можно достичь тысячей других способов.
У моей младшей дочери была задержка в развитии. Из-за неподвижности в первые годы жизни (у ребенка хрустальный синдром) дочка не понимала базовых понятий: больше-меньше, ближе-дальше, много-мало. Всему этому ребенок обучается в первый год жизни, когда ползает, трогает вещи, строит башни из кубиков. У меня не получалось заложить основы мышления в 4-5 лет, занимаясь с помощью развивающих методик.
И тогда мы стали с ней путешествовать - просто ездить по городам и весям на машине. Объездили полмира. Ребенок был переполнен эмоциями. Она видела дворцы и лачуги, моря и леса, толпы людей на юге и ледяное безмолвие на севере. И неожиданно для меня в ее голове сложилось умение сравнивать и выбирать, ранжировать и обобщать. С учебниками не вышло, а глядя на многообразие мира за окном, ребенок научился наблюдать и делать выводы.
У старшего сына проблемы с чтением. Нет, он умеет это делать, но, как и многие, не любит. А самое ужасное - не запоминает прочитанное, быстро отвлекается и устает. Поэтому, когда надо получить новую информацию, например изучить новое художественное произведение, мы идем в театр или смотрим фильм по мотивам, очень часто я сама читаю моему большому малышу вслух. Можно, конечно, наорать и запереть в комнате, пока не прочитает книгу до конца. Только он обидится, расстроится и заснет. Результатом будет не прочитанное произведение, а семейный конфликт. Любые кружки, походы в театры и музеи, прогулки в парке и лесу, путешествия и походы в гости, книги и настольные игры развивают и обучают ребенка.
Благополучие ребенка в НАШИХ руках! В руках самого ребенка и его родителей. Не нужны бессмысленные попытки казаться образцовой семьей в глазах школьной администрации. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и возможностей. Общаться, получать удовольствие от знакомства с миром, экспериментировать, делать вместе с детьми то, что им нравится - вот главный путь к успеху!