Благотворительное движение в обществе во второй половине XIX века переживало грандиозный подъем, какого не демонстрировало на тот момент ни одно европейское государство, развивалось по двум направлениям — покровительство наукам и высокому искусству и поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс. Создавались богоугодные заведения, в которых не только предоставлялись стол и кров, но и давалось образование, ремесленные навыки, возможность заработка.
Елисавета Феодоровна сразу подключилась к этой деятельности. Спустя всего два года как она переехала в Россию, Великая княгиня возглавила Первый Санкт-Петербургский Дамский Комитет Российского Общества Красного Креста. Она была председателем Петровского благотворительного общества, Убежища для тяжело больных, но идущих на поправку детей, Царскосельского благотворительного общества, Дамского тюремного комитета, опекавшего детей, чьи матери отбывали наказание.
Она занималась созданием приютов, больниц, училищ, организацией рабочих мест, дешевых и бесплатных квартир, выдачей провианта, вещей, топлива, назначением денежных пособий.
Появились Елисаветинские гимназии, Елисаветинские ясли, Елисаветинские очаги, которые брали на дневное содержание детей трудящейся, но малообеспеченной интеллигенции, Елисаветинские временные убежища для детей, чьи родители лишились заработка.
В годы военных действий Великой княгиней формируются «летучие» санитарные отряды, этапные и плавучие лазареты, комиссии по бесплатному размещению раненых в частных семьях и лазаретах, комитеты помощи семьям призванных на военную службу. Весной 1915 года к началу засева полей яровыми, Ее Императорское Высочество организует снабжение семей призванных на войну — они получают семенной материал, уборочные машины, молотилки и прочее. После войны она создает гимназию для сирот убитых воинов, трудовое убежище увеченых фронтовиков, где бывшие фронтовики обучались доступному им ремеслу: сапожному, портновскому, переплетному...
Можно долго перечислять благотворительные фонды и комитеты, организованные Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Елисаветой Феодоровной — их сотни. Можно назвать количество людей, которым оказана помощь — их сотни тысяч. Можно подсчитать все личные пожертвования Великой княгини — это миллионы. Как истинная подвижница, Елисавета Феодоровна часто делала это в тайне и все же являлась наиболее заметной фигурой в кругу российских благотворителей и меценатов. Она вдохновляла многих. Но не колоссальными суммами своих пожертвований. Главной силой было ее сострадательное сердце. Ее нравственная чуткость увлекала примером. Формализма — как фальшивого делания — она никогда и ни в чем не признавала.
Если она устраивала на Черноморском побережье санаторий для раненых, то с материнской заботой предусматривала все: от мягкой кровати с хорошим бельем до домашних тапочек на коврике. 450 пудов багажа было доставлено из Москвы в Новороссийск для обустройства этого санатория: комоды, зеркала, пуфики и столики, писчая бумага, конверты, карандаши, перья и прочие письменные принадлежности, халаты, полотенца и персональные предметы гигиены — все до последней мелочи, даже гравюры на стены выбирала Елисавета Феодоровна сама.
Когда в Кремлевском дворце Великая княгиня организовала склад для отправки на фронт посылок, то сама с великой благодарностью принимала все пожертвования.
Некоторые были очень необычны: «Один мальчик принес живую курицу, которую он жертвовал в лазарет с тем, чтобы яйца от нее шли самым тяжело раненым; в узелочке он принес корм для курицы, чтобы она не голодала на первых порах. Великая княгиня лично благодарила его и обещала позаботиться, чтобы за курицей был надлежащий уход».
Из воспоминаний Н. Балуевой-Арсеньевой:
«Если она бралась опекать гимназию, то приобретались лучшие учебные пособия, рояли, классная мебель, приглашались известные преподаватели, совершенствовались программы учебных предметов. Сам Николай Михайлович Прожевальский устраивал чтения о своих путешествиях в пользу Елисаветинской гимназии. Воспитанницы этого учебного заведения, девушки разных сословий, становились высокообразованными наставницами и учительницами».
После революции Елисаветинская женская гимназия была преобразована в общеобразовательную школу № 65, ныне средняя школа № 330.
Возглавив после гибели мужа Императорское православное палестинское общество, Великая княгиня приняла на себя всю заботу о паломниках из России на Святую Землю, все хлопоты по содержанию там храмов, подворий, гостиниц, больниц, школ. В 1911 году Общество приступило к строительству в итальянском городе Бари храма свт. Николая и странноприимного дома (проект храма составит А. В. Щусев). Это было очень радостное событие для России: во всех церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Бари. Великая княгиня принимала участие в возведении многих храмов и часовен, щедро дарила церковную утварь.
1 марта 2009 г. православное Свято-Николаевское подворье было передано России.
К чему бы она ни приступала, за какое бы дело ни бралась — все согревалось теплотой ее души. Потому, например, в трудовом убежище инвалидов не только лечили и обучали ремеслу, но и грамоте, арифметике, церковному пению, организовывали своим подопечным посещения цирка, народных гуляний. Потому Иверская община сестер милосердия, созданная для помощи военным госпиталям, собирала столько гостей во время Рождественской елки. С каждым годом все больше детей из бедных семей могли принять участие в чудесном празднике, во время которого их одаривали игрушками, одеждой, книгами и лакомствами.
Ангелом-хранителем Москвы называли Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Созданные ею благотворительные учреждения были примером христианского милосердия.
Ей подражали, ее обожали, в ней видели идеал православной жизни, к которому хотелось стремиться.
С первых дней супружеской жизни Елисавета Феодоровна с благоговением посещала православные храмы. Бывая с мужем на службах, исполняя церковные обряды, наблюдая, как молится Сергей Александрович, она чувствовала благодатную силу Православия. От нее никто не требовал отказаться от лютеранства и присоединиться к Русской Церкви. Но искренняя любовь к мужу, глубокое уважение и абсолютное доверие ему естественно укрепляли стремление быть с ним единой по духу.
Воспитанной в строгой религиозной семье, Великой княгине непросто было изменить вероисповедание. Это решение нужно было выстрадать. Елисавета Феодоровна ни в чем не терпела фальши. И перед Богом желала предстать с чистым сердцем. С какой же надеждой умоляла она Господа открыть ей Свою волю! …Прошло семь лет, прежде чем Елисавета Феодоровна сообщила супругу о своем желании причаститься Святых Христовых Тайн.
Именно вера соединяла ее с любимым мужем после его гибели. Ее спальня стала напоминать монашескую келью, где она проводила долгие часы в молитве. А вскоре Великая княгиня совсем оставила Николаевский дворец, переехав в свою Обитель, которую обустра