"Похороните меня по-христиански", – однажды попросила Елисавета Феодоровна игумена Серафима (Кузнецова).
... В 1914 году, в последнюю паломническую поездку Великой Матушки по русским монастырям, когда вместе со старшей сестрой Викторией Баттенбергской они посетили Нижний Новгород, Казань, Пермь, в Серафимовском скиту Белогорского Свято-Николаевского монастыря их встречал игумен Серафим (Кузнецов). Именно здесь их застало известие о войне. Белогорский игумен, разделивший с Елисаветой Феодоровной ее переживания, стал тогда одним из духовников Великой княгини. В октябре 1917 года, когда власть перешла к большевикам, он кинулся в Москву спасать свое чадо. Отец Серафим уговаривал ее укрыться в старообрядческом скиту на Урале. Она отказалась. И вдруг прибавила эту просьбу: похоронить по-христиански…
Игумен Серафим прибыл в Алапаевск сразу, как только в город вошла армия Колчака, участвовал в поисках тел в шахте, в их опознании, погребении. А потом, опасаясь надругательства над святыми останками, увозил их от наступающей Красной Армии.
«От Алапаевска до Тюмени, — пишет игумен Серафим, — ехал один в вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов. Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, а предъявлять уполномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики…».
Одно из удивительных событий, которых было немало на пути в Гефсиманию, произошло в Чите. В конце 1919 года по дороге в эмиграцию, в Китай, в Чите остановился митрополит Нестор Камчатский. Свою последнюю на Родине Литургию он служил в монастыре, где тайно сохранялись тела алапаевских мучеников. Кроме настоятеля никто о них не знал. Во время малого входа митрополит Нестор стоял в центре храма, на амвоне и вдруг увидел: из левого придела выходит Елисавета Феодоровна, молится, подходит к нему за благословением. После службы, радостный, сияющий, митрополит Нестор обратился к настоятелю: «Что же ты скрываешь? Елисавета Феодоровна жива! Все неправда!». Настоятель заплакал. «Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов». Но митрополит не верил: «Я видел её живую!…» А все видели, как он благословлял пустое место1.
Зимой 1920 года гробы были отправлены дальше, в Китай. Приходилось соблюдать строжайшую конспирацию. Игумен Серафим подробно излагает все этапы этого длинного и трудного маршрута. Порой кажется, что тайна груза по всем объективным и логическим обстоятельствам должна быть непременно раскрыта, и надругательство неминуемо. Но происходит нечто нелогичное, необъективное — происходит чудо, и вагон благополучно преодолевает все препятствия. Отец Серафим не сомневался, что он сопровождает святую.
Иерусалимский патриарх Дамиан, встречавший их в Иерусалиме, был потрясен его преданностью. Игумену Серафиму выделили кусочек земли, где он построил себе келью и прожил в ней оставшуюся жизнь, каждый день совершая богослужения в память алапаевских мучеников.
Великую Матушку и инокиню Варвару с почестями погребли в усыпальнице, которую устроили в нижней части храма св. Марии Магдалины. В 1981 г. Русская Зарубежная Церковь прославила мучениц. 1 мая 1982 года, в день памяти святых жен-мироносиц, состоялось торжественное перенесение святых мощей из усыпальницы непосредственно в храм св. Марии Магдалины. На гробнице Великой Матушки прикрепили металлическую дощечку с надписью: «Ея Императорское Высочество, строительница Марфо-Мариинской Обители любви и милосердия в Москве, Благоверная Государыня Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, убиенная 5 июля 1918 года в Алапаевске Пермской губернии. Родилась 20 октября 1864 года. Тезоименитство 5 сентября».
На гробнице инокини Варвары табличка: «Крестовая сестра Марфо-Мариинской Обители любви и милосердия в Москве Варвара Яковлева, убиенная 5 июля 1918 года в Алапаевске Пермской губернии. Тезоименитство 4 декабря».
В 1992 году святые мученицы были канонизированы Русской Православной Церковью.
9 июня 2009 года Генеральная прокуратура Российской Федерации в соответствии со ст. 1 и п.п. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» приняла решение реабилитировать Романову Елисавету Феодоровну и Яковлеву Варвару Алексеевну.
1 Митрополит Нестор Камчатский рассказал об этом явлении внучке священномученика Серафима (Чичагова) — монахине Пюхтицкого монастыря Серафиме (Резон, 1883-1963).