Как прилична эта молитва входящему в храм Господень!
Случается, что входишь и стоишь на молитве с тупою мыслью, с заснувшим чувством. Вокруг тебя поют и читают, произносятся слова, исполненные святого, великого значения; но слова проходят мимо ушей, не ложась на сердце и не пробуждая мысли. В голове вертится и развивается что-то чуждое храму, мирское, суетное.
Принуждаешь мысль свою, гонишь прочь чуждые представления и картины, но ничто не помогает, если Бог не пошлет Своей благодати. Эта благодать есть радость и веселие слуха, когда он жадно ловит каждое слово, каждое слово ложится на сердце и возбуждает его.
Посреди слез и воздыханий сердце радуется; потому радуется, что согласно с самим собою; расположение вполне соответствует желанию. Душа расплавилась в молитве и беседует с Богом в радости и весельи. Слуху моему дал Бог радость и веселие: вот и начало и цель доброй молитвы. В то время, когда сердце, исполненное сокрушения, смиряется перед Богом, исполняется воздыханиями, Бог посылает ему радость и веселье. Это действие Духа, ходатайствующего о нас воздыханиями неизглаголанными. Как будто Христос явился в сонме учеников и сказал: мир вам, радуйтеся!
О, святая и неизглаголанная радость! Нет без тебя обращения к Богу, нет без тебя сыновней любви и сыновнего дерзновения. С тобою все легко на этом свете, и мысль о счастии с тобою только становится понятною человеку, потому что с тобою ощущает он в своем сердце счастье, не зависящее ни от людей, ни от времени, ни от обстоятельств. Тебя принес на землю Христос Спаситель и тебя оставил Он на земли в утешение человеку.
Он дал ему силу, любовь и дерзновение взывать: Авва Отче! к Богу Вседержителю, к Богу, Который грозен как поедающий огнь, и Которого одна только благодатная радость представляет человеку Отцом, Любовию утоляющею, согревающею, оживляющею. Господи! Слуху моему даси радость и веселие, да познаю Тебя в животворящем Слове Твоем, в жизни, в природе, в человеке, и во всем да возлюблю Тебя, и все да познаю и возлюблю в Тебе, Начало всякой любви и радости и всякого ведения!
К. Победоносцев.
20 июня 1857 г.